Слава Кузнецов (yarokuznetsov) wrote in ua_cemetery,
Слава Кузнецов
yarokuznetsov
ua_cemetery

Categories:

САТАНОВ. ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ 16-19 вв.


На кладбище, расположенном на берегу реки Збруч недалеко от центра города, имеется около 2000 надгробий, из которых 720 относятся к 16-19 вв. Самый старый памятник датирован 1576 г. Резной декор отличается разнообразием и детальной художественной проработкой, эпитафии также отличаются разнообразием и большим количеством библейских цитат, что делает Сатанов одним из самых интересных старых еврейских кладбищ на Украине.


Декорированные надгробия 17 – 19 вв. являются одним из наиболее ярких примеров народного искусства восточноевропейских евреев. Первые декорированные стелы (мацевы) появляются в крупных культурных центрах Восточной Европы (Прага, Краков) в конце 16 в. и несут влияние искусства Ренессанса . Надгробия этого времени имеют арочную форму, либо форму портала, а основным видом декорирования стел является растительный или архитектурный орнамент. На памятниках начала 17 в. появляются образные мотивы: львы, грифоны, изображения венков или корон. Дальнейшее развитие камнерезного искусства, представлено многочисленными примерами из Подолии, Галиции, Волыни. Наиболее проработанными в художественном отношении являются памятники 18 – 19 вв. из Меджибожа, Сатанова (Подолия), Вишневца (Волынь). Своеобразный самодостаточный стиль камнерезного искусства с множественными локальными вариантами, единством композиции и образного языка формируется в Подолии и Волыни в начале 18 в. К середине и второй половине 19 в. относится вырождение и угасание этого вида декоративно-прикладного искусства.
 

Слева надгробие когена- еврейского священника(руки сложенные для благословления). Справа -орел задирающий зайца. Устрашающая на первый взгляд орлиная хватка символизирует полную, всеобъемлющую власть Создателя над своими творениями. Образ зайца в еврейском искусстве наделяется комплексом значений, связанных с богобоязненностью, благочестием, расторопностью в выполнении воли Всевышнего. Фольклорная трусливость зайца переводится здесь в более высокий регистр, становится серьезным, позитивным качеством.

Памятники представляют собой вариацию изображения портала или врат, иногда сопряженного с колоннами, поддерживающими арку, вызывающих ассоциации с Иерусалимским Храмом. Распространены также растительные и животные мотивы. Мотив портала перекликается с декорированными арон-кодешами, иллюминированными титульными листами печатных и рукописных книг. Следует отметить, что камнерезное искусство в целом тесно связано с другими видами народного искусства: резным деревянным декором и росписью плафонов синагог, металлических синагогальных люстр, золотошвейного узора занавесей (парохетев и капоретов), украшения свитков Торы, ритуальных предметов и утвари, относящихся к календарному и жизненному циклу.

Поединок льва и единорога — частый образ в еврейском изобразительном искусстве.
В одном из мидрашей рассказывается о том как царь Давид был свидетелем поединка льва и единорога. Давид пас овец и, приняв единорога за гору взобрался к нему на спину. Единорог встал и пастух оказался на небе. По просьбе Давида Бог послал льва, который принудил единорога пасть ниц, после чего пастух спустился на землю.
Также лев является символом колена Иегуды, а единорог символом колена Эфраима. Колено Иегуды возглавляло Южное Израильское царство, а колено Эфраима — Северное Израильское царство. Эти царства враждовали между собой. После того, как десять колен Северного царства были угнаны, они считаются потерянными и будут найдены только с приходом мессии. Поединок льва и единорога в росписях напоминает, что с приходом мессии должны объединиться ранее враждовавшие Северное и Южное царство, символами которых являются эти животные


Рельефы надгробных стел обнаруживают богатый комплекс изобразительной символики, находящейся, до определенной степени, в комплиментарном отношении к тексту. Изображения людей не встречаются в рельефе надгробий, поскольку подобные изображения запрещены второй заповедью («не сотвори себе кумира и изображения»). Их заменяют изображения животных (например, на памятнике из Меджибожа в качестве лазутчиков-мераглим, доставляющих плоды священной земли, изображены медведи) или изображения части вместо целого: руки, поднятой для священнического благословения (на надгробии когенов) или держащий кувшин (на надгробии левитов). Крайне распространенным является мотив светильника-меноры и растительный мотив, восходящий к Древу Жизни.

Изображение трех зайцев, бегущих по кругу(у них всего лишь три уха, потому что каждое из ушей одновременно принадлежит двум зайцам)может быть связано и с месяцем Адар, и с праздником Пасхи, и с идеей бега времени, и с тремя праотцами (Авраамом, Исааком и Иаковом).Подробнее о этих зайцах можно почитать по ссылкам ниже: 8)Мистерия трех зайцев 9)The Three Rabbits in China


Надгробие левита- виден символ -рука держащая кувшин. Выше двуглавый орел- является на самом деле эмблемой высшей власти Творца. Цитата из Второзакония уподобляет заботу Всевышнего о еврейском народе заботе орла о своих птенцах: «Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем» (32:11). Но почему тогда символизирующий Господа орел изображен двуглавым? Дело в том, что обращенные в разные стороны головы означают два качества Творца, с помощью которых он управляет мирозданием: Суд и Милосердие, Строгость и Любовь. То есть изображение двуглавого орла призвано передать абстрактную идею о том, что противоположные явления имеют единый источник — Всевышнего, который наказывает и милует.



Изображение медведя





Волк на могиле Зева-Вольфа

Изображения животных часто соответствуют имени умершего: лев на надгробии Арье-Лейба, олень на памятнике Цви-Хирша, волк на могиле Зева-Вольфа, медведь на надгробии Дов-Бера, птицы на памятнике Фейги-Ципоры и т. д. Другие символы имеют более сложную и порой неоднозначную семантику. В серии публикаций последних лет д-р Б. Хаймович показал, что одни символы имеют универсальную семантику, в то время как семантика других локальна и даже индивидуальна, в зависимости от конкретного мастера . Например, геральдический орел практически всегда ассоциируется с идей царской власти как метафоры власти Бога. В то же время изображение трех зайцев, бегущих по кругу, может быть связано и с месяцем Адар, и с праздником Пасхи, и с идеей бега времени, и с тремя праотцами (Авраамом, Исааком и Иаковом), особенно в связи с упомянутой выше эвлогией. Следует сказать, что изобразительные мотивы так или иначе подчинены идее временного пребывания в могиле, грядущего воскрешения мертвых в мессианские времена, подчеркивания достоинств умершего и его связи с еврейской традицией. В этом смысле изображение дополняет текст. Б. Хаймович отмечает связь искусства еврейских мастеров Подолии с европейским искусством и гораздо меньшую, чем обычно принято считать, их зависимость от искусства Востока и от народного искусства окружающих народов



Корона над каким-либо символом подчеркивает его высокое значение


Изображение светильника- меноры и птиц

 




Изображение птицы - имя Фейгл(птица)


Полезные ссылки:

1)Еврейские кладбища Украины: история, памятники, эпитафии. Михаил Носоновский (США)
2)«ЗАВЯЗАННЫЕ В УЗЛЕ ЖИЗНИ»:К ПОЭТИКЕ ЕВРЕЙСКИХ ЭПИТАФИЙ
3)Мистерия трех зайцев
4)The Three Rabbits in China
5)От Подолии до Ямайки: евреи-мореплаватели и надгробнаЯ символика
6)Символика еврейских надгробий
7)«ОТЦЫ И ДЕТИ» - ЖУРНАЛ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ, № 36.Евреи и изобразительное искусство.ИСТОРИЯ ОБРАЗОВ
8)Тайны старой синагоги Откуда в иудейской росписи двуглавый орел


Ярослав Кузнецов ©2010

Tags: Хмельницька область, епітафії, звіт, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments